Информация об аккумуляторных батареях.
23.06.2018Представляем вашему вниманию информацию об аккумуляторных батареях двух типов. Речь пойдёт о Гелеевых и AGM аккумуляторах, которые широко распространены во многих бытовых сферах.
Всем привет.
Представляем вашему вниманию информацию об аккумуляторных батареях двух типов.
Речь пойдёт о Гелеевых и AGM аккумуляторах, которые широко распространены во многих бытовых сферах.
Нередко потребители, называют гелевые аккумуляторы «гелиевыми». Это является заблуждением и ошибкой, поскольку газ Гелий (Не) не имеет ни малейшего отношения к аккумуляторной отрасли."Гелиевых" аккумуляторов в природе вообще не существует!
Бывают "гелевые" аккумуляторные батареи (со сгущенным гелеобразным электролитом), которые входят в более широкий класс свинцово-кислотных герметизированных необслуживаемых клапанно-рекомбинационных аккумуляторов (VRLA). Этот класс аккумуляторов практически не выделяет газов (при правильной эксплуатации) и не требует принудительной вентиляции (могут эксплуатироваться даже в жилых помещениях).
Нередко пользователи ошибочно называют весь этот класс аккумуляторов гелевыми (или же «гелиевыми») - так сложилось исторически, поскольку гелевые аккумуляторы были разработаны несколько раньше, чем AGM (так называется другой, более распространенный подкласс - с жидким электролитом, абсорбированном в пористом капиллярном сепараторе).
Пластины у обоих подклассов одинаковые, однако физическая природа рекомбинации (благодаря чему достигается герметичность и необслуживаемость) разная. В силу разной физики процессов АGM аккумуляторы позволяют развивать большие, чем гелевые, токи разряда и заряда, особенно в толчковых режимах , менее критичны к условиям заряда, не боятся кратковременного короткого замыкания (гелевые при КЗ выходят из строя мгновенно). Это и обусловило более широкое применение АGM аккумуляторов. Гелевые же аккумуляторы целесообразно применять лишь там, где их единственное достоинство - несколько больший ресурс в циклическом режиме - востребовано (например, в системах автономного питания на солнечных батареях). В большинстве других приложений (телекоммуникации, энергетика, UPS, и пр., где применяется режим буферного подзаряда с редкими разрядами), гелевые аккумуляторы почти не применяются, или применяются все реже. Гелевые аккумуляторы, к тому же, дороже, нежели AGM.
Так же выдумкой является термин "мультигелевый аккумулятор". Продавцы подобной продукции утверждают, что в "мультигелевых" аккумуляторах соединены обе технологии: AGM и гелевая. Тем не менее, объяснить, как это работает, и как могут быть совмещены в одном аккумуляторе две совершенно разных по своей природе конструкции, никто из них не может. "Мультигелевый" аккумулятор - это такой же абсурд, как и "безалкогольная водка". К тому же стоимость таких "мульти"-приспособлений подозрительно низкая: порой, до двух раз дешевле, нежели у хороших AGM-аккумуляторов. Поэтому ни в коем случае не ведитесь на подобные завлекухи, чтобы потом не сожалеть о выброшеных на ветер деньгах! Ведь, согласитесь, если хочется выпить - то лучше хорошей водки, а если утолить жажду - то лучше уж чистой воды.
Давайте с вами рассмотрим основные особенности гелеевых аккумуляторов:
гелевый электролит заполняет пространство между пластинами АКБ, но сепаратор не исключается.Рекомбинация газов в гелевых аккумуляторах имеет несколько меньшую эффективность (до 97%), чем в AGM типе (в которых она свыше 99%).В гелевом электролите ионы имеют худшие показатели подвижности (в силу большей плотности среды), что отрицательно сказывается на динамических разрядных и зарядных характеристиках гелевых аккумуляторов (развиваемые толчковые токи на 20-40% ниже, чем у AGM). Более того, может наблюдаться временный провал в напряжении при набросе нагрузки, что может приводить к срабатыванию автоматики и защит и неадекватному поведению оборудования в целом; поэтому следует с осторожностью применять гелевые аккумуляторы в системах управления током и т.п устройствах с коммутацией быстроизменяющихся токов;
зарядка гелевых аккумуляторов ограничивается током не более 0,2 С10, в противном случае возникает опасность „вспучивания” геля избыточными газами из-за меньшей эффективности рекомбинации и ограниченной теплопроводности;
гелевые аккумуляторы предпочтительней питать от зарядных устройств с высоким качеством напряжения (стабильность, минимум пульсаций) во избежание перезаряда и перегрева;
гелевые аккумуляторы не переносят даже кратковременных коротких замыканий – любое КЗ (например, при установке аккумулятора Вы случайно замкнули на долю секунды два полюса металлическим гаечным ключом) моментально выводит аккумулятор из строя.
гель эффективнее фиксирует материал пластин, снижая их износ в режимах глубоких разрядов, поэтому циклический ресурс гелевых аккумуляторов в 2-3 раза выше, чем у обычных АGM (но не AGM-аккумуляторов нового поколения!); это главное (и, пожалуй, практически единственное) преимущество гелевых аккумуляторов, поэтому их целесообразно применять в тех случаях, где такое применение (циклический режим с глубоким разрядом) востребовано;
гелевые аккумуляторы также могут эксплуатироваться в любом положении (кроме перевернутого)
АКБ с гелеобразным электролитом имеют несколько меньший саморазряд, нежели их AGM-аналоги, поэтому гелевые АКБ предпочтительнее использовать в тех режимах, где разряд производится малым током на протяжении длительного времени (7 дней и выше). Это, хоть и незначительное, но все таки еще одно (второе?:) преимущество аккумуляторов типа GEL над AGM типом.
Как видим, гелевые аккумуляторы «лучше» (если так можно сказать), только в плане повышенного циклического ресурса (и то, не всегда, ведь AGM-аккумуляторы нового поколения имеют даже больший циклический ресурс!) и несколько меньшего % саморазряда. В остальном же они уступают в техническом плане, в плане надежности AGM аккумуляторам. К тому же, гелевые аккумуляторы обычно на 30-40% дороже, нежели AGM.
Теперь давайте сделаем сравнительную таблицу Гелеевых и AGM аккумуляторов:
В итоге, параметры батарей AGM превосходят параметры батарей типа Gel почти по всем категориям: разрядные характеристики, требования к условиям зарядки, размер, безопасность, срок службы, широта сфер применения, цена.